Блог

Знакомство с объективами

Объектив дает основную часть той идеальной картинки, которую вы хотите получить. Но как разобраться во всем многообразии объективов? Почему они бывают разных размеров, легкими и тяжелыми? Правда ли, что у профессионалов всегда огромные объективы? Что значат все эти цифры на корпусе? Поехали.



Во всех моих материалах используются термины, применимые к фототехнике Nikon.



Первая цифра, с которой вы познакомитесь – фокусное расстояние объектива. Буквально это означает, сколько поместится в ваш кадр. Например, если на нем написано 50 mm, то перед вами объектив с фокусным расстоянием 50 миллиметров. Примерно такой угол обзора у человеческого глаза, поэтому 50 миллиметров является стандартным фокусным расстоянием, от которого в сторону уменьшения цифры идут широкоугольные объективы, а в сторону увеличения – телеобъективы. 



Соответственно, объективы 24, 28 и даже 35 mm ("ширики" на сленге фотографов) чаще используют в пейзажной съемке, так они шире. На 24 mm гора влезет в кадр. Снимать портреты на такие объективы не рекомендуется, так как с близкого расстояния они искажают геометрию, и вы получите неестественно вытянутое лицо у модели. По этой же причине широкие объективы часто искажают архитектуру (называется дисторсия или просто "бочка" на сленге). Дисторсия выглядит в виде наклоненных стен домов по краям кадра.



Объективы 50, 85 и иногда 105 mm (портретники) являются классическими портретными универсальными объективами, их часто используют свадебные фотографы. Не секрет, что любимчик свадебного фотографа – именно 85 mm 1:4. Что такое 1:4 расскажу немного позже.



Объективы от 135 mm и далее называются длиннофокусными телеобъективами ("телевиками", "трубами" на сленге) и позволяют снимать удаленные объекты. Именно такие огромные объективы вы можете видеть во время спортивных трансляций, когда фотографу надо получить кадр высочайшего уровня, а до бегущего спортсмена половина стадиона. Также телеобъективы ценятся при съемках дикой природы. Особенность таких объективов - визуальное сжатие пространства, поэтому удаленные объекты будут казаться ближе друг к другу, чем на самом деле.





Разобрались, чем цифра меньше 50-ти, тем шире угол обзора, а чем больше 50-ти, тем сильнее приближение и тем больше сама конструкция, так как требуется больше линз внутри (вспомните подзорную трубу). Но что, если на объективе два числа в миллиметрах, например 24-70 mm или 70-200 mm? Это означает, что мы видим перед собой зум-объектив и можем выбирать любое фокусное расстояние между ними, вращая специальное кольцо на корпусе объектива. Такие объективы, безусловно, более универсальны и удобны, но за эту универсальность приходится расплачиваться качеством картинки. К примеру, некоторые камеры при продаже комплектуются недорогим штатным объективом аж 18-105 mm (изображен на фото), который на практике весьма посредственно снимает на любом из заявленных фокусных расстояний и служит скорее для обучения новичка, чем для профессиональной работы. Определенный плюс данного объектива - возможность "потрогать" разные фокусные расстояния без переплаты и выбрать тот жанр, в котором вам будет наиболее интересно фотографировать. Когда вы разберетесь, уверяю по своему опыту, такой объектив ляжет на полку или будет продан.



Вторая важнейшая цифра на корпусе любого объектива – это его светосила. Будет выглядеть так: 1:4, 1:8, 2:0 и далее до 8:0. Запомните, чем меньше цифра – тем больше светосила и никогда не путайте. К примеру 1:4 светлее, чем 1:8 или 2:0. Что там это дает на практике? Чем светлее объектив, тем более качественную картинку вы получите, потому что сможете снимать при плохом освещении с высокой скоростью синхронизации. Взамен придется раскошелиться, ведь объектив 50 mm 1:4 будет стоить существенно дороже, чем похожий на него внешне 50 mm 1:8. На первых порах я не рекомендую стремиться покупать наиболее светосильную оптику, разницу между ними вы начнете чувствовать с опытом.



Исходя из сказанного, можно понять, почему так дорого стоят хорошие телеобъективы. Там больше линз, но при этом светосила должна быть в пределах 2:8. Дешевые телеобъективы, как правило, имеют светосилу 5,6, то есть линзы в них более низкого качества и при съемке быстродвижущегося объекта в плохом освещении вы столкнетесь с проблемами. Зато они не только дешевле, но и легче, линз-то меньше. Если снимать на ярком солнце – то первое время вы даже будете получать удвольствие.



Итог: на любом объективе обязательно указано его фокусное расстояние и светосила. Чем больше фокусное расстояние, тем сложнее (читаем, дороже) производителю поддерживать хорошую светосилу. Чем большая светосила, тем меньшее число будет указано на корпусе, эта путаница связана с принципом работы диафрагмы фотоаппарата и подробнее мы рассмотрим ее в следующих статьях. Пока просто запомните, 1:4 - большая светосила, чем 2:0.



Закончим краткий обзор производителями объективов. Помимо "родных" Nikon предлагаются совместимые марки, наиболее популярны среди них Sigma, Tamron, Tokina. Почти всегда сторонние объективы стоят дешевле, а качество картинки у них различается даже в разных партиях одной модели, но есть исключения по обоим этим параметрам. Практически каждый профессиональный фотограф назовет конкретную модель стороннего производителя, которую он считает лучше идентичного "родного" объектива. Поэтому выбор за вами, пробуйте. Вы не сломаете свою фотокамеру, используя совместимый с ней объектив стороннего производителя, это я могу сказать вам точно.