Блог

Экспотройка - максимально доступно

Цифровая фотокамера всегда стремится сделать «средне-хороший» кадр в любых условиях освещения. Для этого электроника использует несколько инструментов, которые мы разберем и научимся управлять ими сами. Зачем? А затем, в сложных условиях освещения электроника зачастую делает не то, чего мы хотим и в итоге качество фотографий оставляет желать лучшего.
Тройка экспозиции – это диафрагма, выдержка и исо. Понимание, что означают эти штуки и как они влияют на результат – залог успеха при съемке абсолютно любой камерой.

Диафрагма
Банально дырка в объективе, через которую попадает свет на сенсор. Измеряется от 1,2 до 32 (в разных объективах крайние значения могут различаться). Чем меньше число – тем больше открыта диафрагма и тем больше света попадает в камеру. Было бы неплохо, чтобы всегда попадало много света, но в таком случае дальние объекты в кадре будут размыты. Поэтому разумно использовать значения 2-4 для портретов с размытием фона и 8-12 для пейзажей и групповых портретов. Порядок цифр условный, экспериментируйте. В камере Nikon режим управления диафрагмой обозначен A (не путать с AUTO). В этом режиме вы выбираете значение диафрагмы, а камера сама подбирает выдержку и исо.



Выдержка
Скорость работы затвора в долях секунды. Чем выше число (чем быстрее срабатывает затвор), тем меньше смазанного изображения вы получите. Если вам хватит на это света, конечно. Режим управления выдержкой в камере Nikon обозначен буквой S, для гарантированной «заморозки» любого быстрого движения в яркий солнечный день хватит значения 1\400 сек. Если наоборот увеличить время выдержки и установить камеру на штатив, то мы получим длинные линии вместо двигающихся источников света, «размажем свет». Диафрагму и исо камера выставит автоматически, опираясь на полученные от вас данные по скорости затвора.



ИСО
Светочувствительность сенсора. Те самые цифры 100, 200, 400 на фотопленке – это именно значения исо. Эталонным значением для студийной съемки и съемки в хороший солнечный день является значение исо, равное 100. Если камере не хватает света, то она начинает поднимать исо выше, зачастую слишком сильно и мы получаем ухудшение изображения, так называемый шум на фото. Исо настраивается в меню камеры и этот параметр является постоянным, то есть сколько-то исо будут всегда, вопрос сколько. Я рекомендую сразу при покупке камеры установить ограничение камере в пределах 100-800 исо, чтобы она не поднимала этот параметр выше. Вручную можно снимать на высоких значениях исо, но используются это не так уж часто, когда настолько темно, что деваться уже некуда.

Переходим к практике.

Скажу сразу, что большинство продвинутых любителей чаще всего используют в камере режим А в качестве основного. Включаем режим A, выставляем диафрагму на 8 и делаем снимок. Слышим словно двойной, «длинный» щелчок затвора и получаем явно размытую картинку. Это означает, что камере не хватило света, поэтому она попыталась «добыть» свет доступным ей способом: увеличив выдержку. Мы услышали «длинный» звук затвора медленной выдержки и именно он смазал нам движение. Дальше думаем, что мы можем сделать. Немного изменить диафрагму, например, поставить 6. При этом камера изменит скорость работы затвора и снимок получится лучше. Также мы можем начать поднимать исо. При оставленной на 8 диафрагме и поднятом со 100 до 500 значении исо мы получим более правильный снимок.

Для съемки днем вам всегда должно хватать света даже с диафрагмами, закрытыми до 13-15. Если уже не хватает даже 4, то ищите источники света, на фоне которых можно поснимать людей вечером и ночью, а также используйте внешние (ни в коем случае не встроенные в камеру) вспышки.

Никаких эталонных значений экспотройки нет и быть не может. Важно понять, как влияет каждый параметр на картинку. К примеру, нет никакого смысла ставить днем исо 1000, нам не нужно давать столько света камере. Нет смысла ставить выдержку 1/1000 (одну тысячную секунды), если мы понимаем, что в сумерках такая скорость затвора даст нам только черный кадр и без вспышки чуда не произойдет.