Блог

О макросъемке

В данном материале я избавлю вас от прочтения сотни форумов, сжато дав практическую информацию из своего опыта. Да, я когда-то прочел сотни форумов.

Итак, объектив. Сразу в мусорку все кольца-перевертыши, увеличительные линзы и прочие способы получить макро на обычный объектив. Это работает, но настолько громоздко, что быстро отобьет желание продолжать. Нам нужен профессиональный макроообъектив. Не буду утомлять перечислением моделей, их много, у них на корпусе будет написано Macro (Micro) 1:1. Минимальное фокусное расстояние макрообъектива, которое мне известно – это 40 mm. Оно больше пригодно для предметной съемки в студии. Я снимал на 90 mm, сейчас снимаю на 150 mm, это уже практически телемакро. Что дает фокусное расстояние? Возможность снимать издалека пугливых насекомых. При этом возрастает сложность съемки и стоимость объектива. Можно пытаться снимать макро на 150 mmбез штатива, если у вас стальные руки и нервы. Большинству я рекомендую снимать на фикс-объективы 90 либо 105 mm.

Штатив. Да, он необходим. И с ним неудобно таскаться по лесу. Поэтому проще выбрать удачное место для съемки, расположиться и ждать. При вторжении человека, да еще со штативом, вся мелюзга прячется и прикидывается мертвой. Но если вы выдержите 5-10 минут в тишине, то мир вокруг оживет. Полетят шмели и стрекозы, по своим делам побегут муравьи. Вас просто примут за часть ландшафта и перестанут бояться. Важно двигаться плавно, не орать и не курить. Почувствуйте этот азарт охотника, вам понравится.

Что такое удачные места? Я предпочитаю берега небольших водоемов, цветущие поляны либо старые замшелые пни. Все зависит от того, кого вы хотите найти. Понятно, что на цветущей поляне будет меньше пауков и больше шмелей. По возможности выбирайтесь рано утром, когда меньше шума и насекомые еще сонные, не такие подвижные, зачастую в капельках росы.

От лирики вернемся к практике. Сложный термин ГРИП (глубина резко изображаемого пространства) у макрообъектива составляет всего несколько миллиметров, это менее одного глаза осы. А нам нужна хотя бы вся оса. Поэтому для увеличения ГРИП придется закрывать диафрагму до пугающих в обычной жизни F20-25. Вопреки напрашивающейся с этого совета логики, не закрывайте диафрагму на максимум, получите резкое падение резкости. Увы законы оптики и рефракцию никто не отменял. Согласен, это темно, поэтому второй важный аксессуар после штатива – это вспышка. Перепробовав различные варианты, включая кольцевые макровспышки, я остановится на обычной накамерной вспышке. Большую часть времени она установлена на камере и бьет «в лоб», но со 150 mm я могу это позволить. В идеале светить сбоку, посредством использования радиосинхронизатора или светоловушки. Если для вас это слишком сложно, то просто установите вспышку на камеру и включите автоматический режим. ISO на минимум, выбор выдержки можно доверить камере, с работающей вспышкой это не так важно, мы будем «замораживать» движение.

Очень важным аспектом является фокусировка в макросъемке. Многие советую снимать в режиме ручной фокусировки, и я пробовал, но это явно не мое, насекомое не в курсе моих планов и не собирается ждать. Поэтому я использую автоматическую фокусировку по одной точке, стараясь сделать несколько кадров с разным прицелом. Скажем, голова насекомого, его лапки, крылья. Потом я объединяю несколько кадров в редакторе Photoshop, пользуясь встроенной функцией стека и получаю резкий кадр. Иногда наоборот акцентирую фокус только на голове насекомого, оставляя в расфокусе то, что может додумать зритель. Особенно эффектно (и пугающе) это прием работает с пауками.

Собираясь на макроохоту, убедитесь, что на вас плотная одежда, которую не прокусят, головной убор от солнца и падающих с веток клещей, а аккумуляторы в камере и вспышке заряжены полностью. Напоследок маленькая хитрость: захватите с собой небольшой пульверизатор с водой и капельки росы на паутине и бутонах цветов будут там, где вы захотите.